Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Последние темы
» Магическая помощь
Сегодня в 10:35 автор Ильхам

» НОВОГОДНЯЯ АКЦИЯ! расклад «В какой сказке я живу»
Сегодня в 10:22 автор Ильхам

» Ритуал с табаком и едой
Сегодня в 9:14 автор Ведана

» Как избавиться от невезения.
Сегодня в 6:23 автор АСТРЕЯ

» НОВОГОДНЯЯ АКЦИЯ: Расклад "Ручеек"
Вчера в 22:34 автор son17

» АКЦИЯ! Просмотр здоровья на Таро Парацельса
Вчера в 21:13 автор son17

» Новогодний подарок : ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Вчера в 20:39 автор Ханна

» Ритуал обращения к Предкам для исцеления
Вчера в 15:50 автор ДЖУББА

» Чтобы отец был добрее к ребенку.
Вчера в 13:36 автор ДЖУББА

» ЗАГОВОР НА УДАЧУ ДЛЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
Вчера в 13:35 автор ДЖУББА

» Обряд Йоль ........
Вчера в 13:33 автор ДЖУББА

» Против змей . Терентьев
Вчера в 13:30 автор ДЖУББА

» Приворот со свечами и сигаретами
09.12.18 19:29 автор Ведана

» Сильный приворот на сигаретной пачке
09.12.18 19:28 автор Ведана

» Приворот через сигарету с кровью и фотографию
09.12.18 19:22 автор Ведана

» Приворот на сигарете с применением собственной крови
09.12.18 19:15 автор Ведана

» Приворот на свою сигарету
09.12.18 19:14 автор Ведана

» Приворот на выкуренной любимым человеком сигарете
09.12.18 19:13 автор Ведана

» Дружеский приворот на сигарете
09.12.18 19:12 автор Ведана

» Снять бесов со своей крови
09.12.18 18:47 автор Ведана

» Заговор на мед для прибавления сил
09.12.18 17:36 автор Ведана

» Домашняя магия на Йоль
09.12.18 17:33 автор Ведана

» Цепь рабства (на икону)
09.12.18 17:26 автор Ведана

» Руна Защита .......
09.12.18 10:40 автор АСТРЕЯ

» Руна Правда......
09.12.18 10:39 автор АСТРЕЯ

» Магическая паранойя
09.12.18 10:25 автор АСТРЕЯ

» Биоматематика в рунической магии
09.12.18 10:22 автор АСТРЕЯ

» Подводные камни работ с непонятными вам гальдраставами
09.12.18 10:21 автор АСТРЕЯ

» Руны на ногтях ......
09.12.18 10:19 автор АСТРЕЯ

» Методы воздействия подселенцев
09.12.18 10:17 автор АСТРЕЯ

» Как защитить ребенка
09.12.18 10:17 автор АСТРЕЯ

» О людях и рунических ставах
09.12.18 10:16 автор АСТРЕЯ

» Подсказки Высших сил-Знаки судьбы
09.12.18 10:10 автор АСТРЕЯ

»  Тем, кто решил учиться
09.12.18 10:09 автор АСТРЕЯ

» Когда магия не работает
09.12.18 10:08 автор АСТРЕЯ

» О вреде чисток Автор Кира Пепел
09.12.18 10:07 автор АСТРЕЯ

» Опасности в магии. Автор-Кира Пепел
09.12.18 10:05 автор АСТРЕЯ

» Страшилка для женщин: будешь жить с котиками
09.12.18 10:04 автор АСТРЕЯ

» Кому и за что вы платите?
09.12.18 10:02 автор АСТРЕЯ

» Магия для привлечения гостей и удачи
09.12.18 10:01 автор АСТРЕЯ

» СОЧЕТАЕТСЯ ЛИ РУНИЧЕСКАЯ МАГИЯ С ДРУГИМИ ПРАКТИКАМИ
09.12.18 10:00 автор АСТРЕЯ

» КАК НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ СПОСОБНЫ ИСПОРТИТЬ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКУ
09.12.18 10:00 автор АСТРЕЯ

» МАГИЯ И ЖДУНЫ ....
09.12.18 9:56 автор АСТРЕЯ

» КОГДА ОЖИДАНИЯ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ (Кира Пепел)
09.12.18 9:55 автор АСТРЕЯ

» О чем молчат маги?
09.12.18 9:54 автор АСТРЕЯ

» КАК КОШКА ПОКАЗЫВАЕТ НЕГАТИВ В ДОМЕ
09.12.18 9:53 автор АСТРЕЯ

» ПАКОСТЬ"НА СТЕКЛЯННЫХ ШАРАХ"
09.12.18 9:52 автор АСТРЕЯ

» КАК ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ ВЛИЯЕТ НА НАШУ ЖИЗНЬ?
09.12.18 9:50 автор АСТРЕЯ

» ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СГЛАЗА В МНОГОЛЮДНОМ МЕСТЕ
09.12.18 9:50 автор АСТРЕЯ

» Магические советы от Киры Пепел
09.12.18 9:49 автор АСТРЕЯ

» Задумывался ли ты о том, насколько важно, какие именно слова ты говоришь
09.12.18 9:47 автор АСТРЕЯ

» ОБЩЕНИЕ С ЛЕСОМ....
09.12.18 9:46 автор АСТРЕЯ

» ЗАГАДКИ ЛЮБВИ И НЕНАВИСТИ
09.12.18 9:45 автор АСТРЕЯ

» ВАШ УМ ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
09.12.18 9:45 автор АСТРЕЯ

» ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЧИСТИЛИЩЕ
09.12.18 9:44 автор АСТРЕЯ

» Вымоленные дети....
09.12.18 9:44 автор АСТРЕЯ

» Золотые рецепты богатства
09.12.18 9:43 автор АСТРЕЯ

» Как завязать нитку, чтобы избежать беды.
09.12.18 9:42 автор АСТРЕЯ

» Как заставить мечты сбываться?
09.12.18 9:41 автор АСТРЕЯ

» Как отпустить близкого умершего человека, как смириться с его смертью.
09.12.18 9:40 автор АСТРЕЯ

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Календарь Календарь

МЕСТО И ФУНКЦИОНАЛ БОГИНИ СИВ

Перейти вниз

МЕСТО И ФУНКЦИОНАЛ БОГИНИ СИВ

Сообщение автор ДЖУББА в 16.11.18 21:54

МЕСТО И ФУНКЦИОНАЛ БОГИНИ СИВ (В РАМКАХ ГИПОТЕЗЫ)

Юрий Слеповронский

Сив - супруга Тора, любовница Локи (по его словам на пиру у Эгира), мать Улля (по кеннингам в "Языке поэзии") и Труд. Богиня, о которой не очень много информации, и о функционале которой нельзя сказать ничего вразумительного. В эддических песнях она упоминается дважды: в "Перебранке Локи", где Локи обвиняет её в измене Тору в ответ на её попытку оградить себя от его злого языка, и в "Песни о Харбарде", где переодетый Один говорит Тору о том, что у Сив в доме любовник (на самом деле, говорит он совсем не это, но об этом позже).
В "Младшей Эдде" содержится миф о том, как Локи отрезал Сив волосы, а затем под угрозами Тора согласился достать для неё новые, которые для него выковали сыновья Ивальди. В "Языке поэзии" есть также несколько кеннингов, с ней связанных.
Самой Сив, как богине, в названных источниках отведено очень мало места. Она не играет никакой активной роли в мифологии, и её функции практически неясны, что оставляет огромный простор для размышлений, версий и гипотез.
Так, Якоб Гримм предположил, что Сив - богиня, связанная с плодородием земли.
Рудольф Зимек предполагает что никакой связи с плодородием у неё нет, а вся история с её волосами придумана Снорри, чтобы объяснить откуда у асов их сокровища (Мьёлльнир, Скидбладнир и т. д.).
Хильда Эллис Дэвидсон считает, что Сив - древняя богиня плодородия, соответственно, её волосы - пшеница, сожжённая огнём (если предположить, что огонь олицетворяется Локи), а затем вновь выросшая. Она же предполагает что её брак с Тором - разновидность сакрального брака между небесным богом и богиней земли.

Для того, чтобы попробовать понять кто такая Сив, придётся последовательно разобраться с несколькими вещами. И начнём мы, прежде всего, с имени.
Имя "Сив" (древнеисл. Sif) - это форма ед. ч. слова sifjar, что можно примерно перевести как "брачная связь, брачные узы, брачное родство". Проще говоря, имя "Сив" буквально означает нечто близкое к русскому "супруга". Когнатами являются готск. sibja, д.-в.-н. sibba, нем. Sippe, а также англ sibling.
Впрочем, этимология не даёт ничего, что могло бы навести нас на мысли о том, кто такая Сив.

Второе, на чём мы остановимся, это муж Сив - бог Тор.
Подробно описывать Тора нет нужды. Скажем лишь об одной крайне важной вещи, которая имеет к Тору отношение.
Тор - бог небесного огня.
Краткая аргументация связи Тора с огнём была сделана Нел Эльдватн в статье "Локи и огонь". Приведу здесь лишь тот отрывок о Торе, который нас интересует:

"В отличие от Локи, более веские и многочисленные основания быть богом огня есть у Тора. Тора называют рыжебородым (замечу, что о цвете волос Локи, так часто изображаемого рыжим, нет никаких сведений), а также Красным Тором, его глаза горят огнем («Песнь о Трюме», 27). Тор — бог-громовержец, а молнии зовутся «небесным огнем», «lopt-eldr». Если говорить о сакральной функции огня, то у Тора она представлена во всей красе: своим молотом он освящает погребальный костер Бальдра и воскрешает козлов, этот же молот кладут на колени невесте на свадьбе у Трюма, чтобы освятить ее. Из косвенных признаков можно вспомнить кремневое точило в голове Тора (кремнем высекают огонь) и его вечную вражду с великанами, потомками первых хримтурсов, порождений льда. Выходит, функции бога огня уже сосредоточены в руках Тора..."

Дополним это несколькими фактами, свидетельствующими о связи Тора с огнём.
Согласно "Речам Гримнира", когда Тор переходит вброд реки, идя на суд богов, то "священные воды кипят, пламенеет мост асов". В "Песни о Трюме" Тор едет в Йотунхейм и говорится что "горела земля, рушились горы". В "Саге о Людях с Килевого Мыса" капище Торольва Бородача описано так:

"Он велел построить большое капище на своём поле. Оно было сотню футов в длину и шестьдесят в ширину. Все люди должны были платить туда капищный сбор. Более всего там почитали Тора. Снаружи оно было сделано круглым, словно шапка. Всё оно было занавешено и с окнами. Посредине там стоял Тор и с двух сторон — остальные боги. Прямо перед ними стоял алтарь, сделанный очень искусно и покрытый сверху железом. На нём должен был гореть огонь, который никогда не гас. Они называли его священным пламенем (vígðan eld)".

Отметим, что ни одна другая сага не упоминает священного огня в каком-либо капище. Капище, где "более всего почитали Тора" - единственное, о котором сказано нечто подобное.
В целом, приведённых аргументов, на наш взгляд, более чем достаточно, чтобы считать Тора богом огня. Огня, как уже было сказано, небесного.
Но подобный взгляд на Тора всецело рушит любую гипотезу, в которой Сив является богиней плодородия, а её волосы, например, пшеницей. Молния - небесный огонь (да и огонь вообще) - это погибель для посевов. Представить себе сакральный брак огненного Тора и богини, связанной с плодородием земли, можно лишь в одном случае - если речь идёт о подсечно-огневом земледелии, когда огонь используют для расчистки местности от растительности под пахотные земли..
Но подобная гипотеза будет противоречить мифу о похищении волос Сив. При подсечно-огневом земледелии огнём уничтожают лес, чтобы расчистить землю под пашню. Лес в скандинавской поэтике часто символизирует волосы. Например, как сказано в "Языке поэзии": "В кеннингах волосы называют «лесом (или любым хейти деревьев) черепа, мозга либо головы". Но тогда если Сив - плодородная богиня, олицетворение земли, то это не Локи, а сам Тор должен изначально "отрезать" (то есть уничтожить) её волосы.

Посмотрим на Сив с другой стороны. Со стороны Локи. И для лучшего понимания обратимся к сравнительной мифологии, в рамках которой мы очень легко отыщем одного персонажа, который очень похож на Локи по некоторым характеристикам.
Это - древнегреческий Прометей.
Оба - и Прометей, и Локи - пошли против богов. Оба оказались прикованными к скалам. Оба терпят мучения (на лицо Локи капает змеиный яд, а постоянно регенерирующую печень Прометея клюёт орёл).
И оба являются похитителями: Прометей - божественного огня, Локи - волос супруги огненного (как мы выяснили) бога.
Оба, кстати, отдают украденное людям. Прометей отдаёт людям огонь, а вот с Локи всё чуть сложнее. По одной из гипотез Локи - это Лодур, один из богов, принявших участие в оживлении людей. И в "Прорицании вёльвы" об одном из его даров сказано прямо: "lá gaf Lóðurr".
Слово lá большинство исследователей по какой-то причине, интерпретируют как неверно записанное læ - "способность творить, хитрость, творческое начало". Тем не менее, всё может оказаться куда проще. В "Младшей Эдде" в "Языке поэзии" находится хейти для волос: "Hár heitir lá...". Слово lá - хейти волос, "волосы". Если исходить из этой гипотезы, то отрезанные у Сив волосы Локи просто отдал людям в момент их оживления.

Но вернёмся к сравнительной мифологии.
Итак, главный объединяющий момент обоих образов - Прометея и Локи - огонь ( в случае с Локи - несколько косвенно, через Тора). Но мифологическое сознание, наряду с небесным огнём (молнией, иногда - солнцем) знает и огонь иного рода - "земной" огонь: огонь очагов и алтарей. И надо заметить, что этот огонь занимал в мировоззрении скандинавов не далеко не последнее место:

Дорог огонь
тому, кто с дороги,
чьи застыли колени...

("Речи Высокого").

Драгоценен огонь
для сынов человека...

(там же).

Логично, что для древнего скандинава (да, в общем, и для любого архаичного человека) огонь представлял немалую ценность. Миф об утрате огня, о его похищении - глубоко архаичен сам по себе. А в архаичном обществе сохранение "земного" огня, огня очага, огня дома всегда относилось к сфере деятельности женщины.
Снова проводя параллели с греко-римской мифологией, мы находим институт таких хранительниц - весталок. А вместе с ним - и образ богини, связанный с сохранением пламени очага или священного пламени. Образ Весты или Гестии.

Если допустить что Сив - богиня очага и/или священного пламени, то это очень хорошо согласуется с тем, что она является супругой Тора. Что интересно: "Песнь о Харбарде", упоминая Сив, также отсылает к домашнему очагу. В переводе Корсуна строфа 48 передана так (Харбард говорит Тору):

«С любовником Сив
повстречайся в доме, —
важнее тебе
свершить этот подвиг!»

Но посмотрим оригинальный текст:

«Sif á hó heima,
hans muntu fund vilja,
þann muntu þrek drýgja,
þat er þér skyldara.»

И дословный перевод таков:

"У Сив в доме крюк для котлов,
его должен найти ты,
этот подвиг ты соверши,
он тебе ближе".

В оригинале присутствует совершенно чудесная игра слов. Слово hór действительно означает "крюк для котлов", на который вешали котлы над очагом. Созвучное ему hórr - действительно, "любовник, жиголо". Перебранка между Харбардом и Тором вполне допускает понимание этих слов и как указание на наличие любовника в доме Сив, и как на то, что Тору необходимо отыскать "крюк для котлов", то есть (согласно словарю Клисби - Вигфуссона) - заняться женской кухонной работой, разогреванием еды.
Но, возможно, что слова Харбарда надо воспринимать куда серьёзнее, как оскорбление с сексуальным подтекстом. В словаре Клисби - Вигфуссона приводится замечательный древнеисл. заговор, который, согласно фольклорному поверью, должен был произнести человек с воспалёнными губами, если он хочет исцелиться. Для этого надо было поцеловать крюк для котлов:

Heill og sæll hór minn,
eg skal kyssa snös þína,
ef þú græðir vör mína.

Здоровья и счастья, любовник мой,
я должен/должна поцеловать крюк твой,
если ты излечишь мои губы.

Но вернёмся к Сив.
Если свести воедино всё вышенаписанное, то Сив вполне может оказаться богиней домашнего очага и/или священного пламени. Это вполне объясняет её связь с Тором, как огненным и освящающим богом.
Не вполне понятным остаётся миф с заменой волос Сив на золотые. Впрочем, учитывая тот факт, что золото в кеннингах иногда называют огнём (вод/рек/моря/рук), можно предположить, что мы имеем дело с поэтическим образом, который пытается описать выкованные двергами волосы просто как "огненные".
Было бы крайне соблазнительным пойти дальше, и представить волосы Сив как языки пламени, но подобной метафоры скандинавская мифология и поэтика не знают совершенно, а потому мы оставим всё это в рамках гипотез, личных воззрений и т. п.

_________________


Давно сказано: «Вера без дел мертва». Будда указал три пути: долгий – путь знания, короче – путь веры, самый краткий – путь действия.
Николай Рерих. Алтай-Гималаи
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
ДЖУББА
Ведунья-практик

Дата регистрации : 2016-09-09

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения