Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Последние темы
» Предки-явная и скрытая помощь
Сегодня в 13:09 автор Армида

» СЕМЬ ТАЙНЫХ МОЛИТВ ЭНХЕРИДИОНА для Увеличения Силы на каждый день.
Сегодня в 11:40 автор ДЖУББА

» Отливка одиночества и безбрачия.
Сегодня в 11:36 автор ДЖУББА

» Чистка дома на соль
Сегодня в 11:35 автор ДЖУББА

» Став для защиты домашних животных от сглаза, злых языков, несчастий, травм
Сегодня в 11:34 автор ДЖУББА

» Ваши отзывы и благодарности
Сегодня в 11:32 автор ДЖУББА

» Заклинание, дающее силы
Сегодня в 11:31 автор ДЖУББА

» Заговор от подагры
Сегодня в 11:27 автор ДЖУББА

» Заговор от истерии(Степанова).
Сегодня в 11:24 автор ДЖУББА

»  Акция ко дню Святого Валентина! Расклад " Моя новая любовь"
Сегодня в 0:39 автор Ведана

» Приправы для привлечения удачи, денег, здоровья и любви
Вчера в 6:30 автор Армида

» КТО ВАШ АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ
Вчера в 6:26 автор Армида

» Лаванда -магические свойства
Вчера в 6:16 автор Армида

» Магическая помощь
14.02.19 17:16 автор Ильхам

» Акция ко Дню Всех Влюбленных " МК - Мандала моих желаний"
13.02.19 19:24 автор ДЖУББА

» Защита мужа от приворота с окормом
13.02.19 18:35 автор Ведана

»  Подкорректировать память и убрать последствия ссор (автор C.V.)
13.02.19 18:25 автор Ведана

» Кулон "Мешочек любви "
13.02.19 18:24 автор Ведана

» Свеча укажет на болезнь
13.02.19 18:04 автор Армида

» Пряники для заигрываний
13.02.19 17:54 автор ДЖУББА

» Ко дню Всех Влюбленных !!!!Авторский обряд на привлечение в жизнь своей второй половинки!
13.02.19 17:33 автор Ведана

» ЦВЕТ ИМЕНИ ..........
13.02.19 14:44 автор ДЖУББА

» ЛУЧШИЕ КНИГИ О СПОКОЙСТВИИ И ДУШЕВНОМ РАВНОВЕСИИ.
13.02.19 14:36 автор ДЖУББА

» ДУША БОЛИТ, А СЕРДЦЕ ПЛАЧЕТ. (Что такое психосоматика?)
13.02.19 14:35 автор ДЖУББА

» ТЕЛО, КАК ЗЕРКАЛО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.
13.02.19 14:34 автор ДЖУББА

»  Заклинание Дружбы
13.02.19 12:43 автор Армида

» Мощный ритуал на омоложение
13.02.19 11:47 автор Армида

» 5 ритуалов симорон для привлечения работы
13.02.19 11:43 автор Армида

» ЧТО Б ДЕЛО СОШЛОСЬ на хлеб
12.02.19 23:39 автор ДЖУББА

» Если свекровь изводит придирками
12.02.19 23:33 автор ДЖУББА

» Заговор от алкоголизма, наркомании и пристрастия к игре.
12.02.19 23:32 автор ДЖУББА

» Успокоить домового если рассердили
12.02.19 23:29 автор ДЖУББА

» Нумерологический прогноз на будущий год
12.02.19 21:07 автор Марта

» Для привлечения денег.
12.02.19 12:09 автор Армида

» ШЕСТЬ ЦЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ
12.02.19 12:00 автор Армида

» ЧТОБЫ БЕДА ОБОШЛА СТОРОНОЙ.
12.02.19 11:59 автор Армида

»  Бесплатная диагностика: наличие магического воздействия!
12.02.19 1:48 автор рябинушка

» СЕМИНАР " МАГИЯ ДНЯ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА"
11.02.19 23:26 автор Ведана

» Заговор - оберег от проклятий
11.02.19 17:50 автор АСТРЕЯ

» НА МЕСТЬ СОПЕРНИЦЕ, НЕВЕРНОМУ МУЖУ, ЛЮБОВНИКУ
11.02.19 17:48 автор АСТРЕЯ

» Заговоренные талисманы, или обереги
11.02.19 17:45 автор АСТРЕЯ

» НА УДАЧНУЮ ИГРУ
11.02.19 17:43 автор АСТРЕЯ

» ЗАГОВОР НА УСПОКОЕНИЕ
11.02.19 17:42 автор АСТРЕЯ

» ОТ СТРАХА И НЕУДАЧИ
11.02.19 17:42 автор АСТРЕЯ

» Заговор Тризна от трех смертей
11.02.19 17:41 автор АСТРЕЯ

» Если у вас силой забирают деньги
11.02.19 17:41 автор АСТРЕЯ

» Бабу глазливую осадить
11.02.19 17:40 автор АСТРЕЯ

» Врага испугать .......
11.02.19 17:40 автор АСТРЕЯ

»  Заговор на удачу
11.02.19 17:39 автор АСТРЕЯ

»  Заговор, предотвращающий беременность
11.02.19 17:38 автор АСТРЕЯ

» Вернуть человека с дороги
11.02.19 17:37 автор АСТРЕЯ

»  Как заговорить ногтяную порчу
11.02.19 17:37 автор АСТРЕЯ

»  На деньги и удачу в бизнесе, на защиту дома и др.
11.02.19 17:36 автор АСТРЕЯ

» Оморочка на врага
11.02.19 17:35 автор АСТРЕЯ

» Заговоры-обереги в дорогу
11.02.19 17:34 автор АСТРЕЯ

» Как защититься от скандального человека
11.02.19 17:28 автор АСТРЕЯ

» ЗАГОВОР ПРОТИВ ТОСКИ ПО УМЕРШИМ
11.02.19 17:27 автор АСТРЕЯ

» ИЗМЕНЯЕМ СУДЬБУ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ И В ПЕРВЫЕ 12 ДНЕЙ ПОСЛЕ НЕГО
11.02.19 17:27 автор Армида

» ЗАГОВОРЫ ДЛЯ УДАЧИ
11.02.19 17:21 автор Армида

» Набор "Обучение на Темных колодах"
11.02.19 15:58 автор Армида

Февраль 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Календарь Календарь

МЕСТО И ФУНКЦИОНАЛ БОГИНИ СИВ

Перейти вниз

МЕСТО И ФУНКЦИОНАЛ БОГИНИ СИВ

Сообщение автор ДЖУББА в 16.11.18 21:54

МЕСТО И ФУНКЦИОНАЛ БОГИНИ СИВ (В РАМКАХ ГИПОТЕЗЫ)

Юрий Слеповронский

Сив - супруга Тора, любовница Локи (по его словам на пиру у Эгира), мать Улля (по кеннингам в "Языке поэзии") и Труд. Богиня, о которой не очень много информации, и о функционале которой нельзя сказать ничего вразумительного. В эддических песнях она упоминается дважды: в "Перебранке Локи", где Локи обвиняет её в измене Тору в ответ на её попытку оградить себя от его злого языка, и в "Песни о Харбарде", где переодетый Один говорит Тору о том, что у Сив в доме любовник (на самом деле, говорит он совсем не это, но об этом позже).
В "Младшей Эдде" содержится миф о том, как Локи отрезал Сив волосы, а затем под угрозами Тора согласился достать для неё новые, которые для него выковали сыновья Ивальди. В "Языке поэзии" есть также несколько кеннингов, с ней связанных.
Самой Сив, как богине, в названных источниках отведено очень мало места. Она не играет никакой активной роли в мифологии, и её функции практически неясны, что оставляет огромный простор для размышлений, версий и гипотез.
Так, Якоб Гримм предположил, что Сив - богиня, связанная с плодородием земли.
Рудольф Зимек предполагает что никакой связи с плодородием у неё нет, а вся история с её волосами придумана Снорри, чтобы объяснить откуда у асов их сокровища (Мьёлльнир, Скидбладнир и т. д.).
Хильда Эллис Дэвидсон считает, что Сив - древняя богиня плодородия, соответственно, её волосы - пшеница, сожжённая огнём (если предположить, что огонь олицетворяется Локи), а затем вновь выросшая. Она же предполагает что её брак с Тором - разновидность сакрального брака между небесным богом и богиней земли.

Для того, чтобы попробовать понять кто такая Сив, придётся последовательно разобраться с несколькими вещами. И начнём мы, прежде всего, с имени.
Имя "Сив" (древнеисл. Sif) - это форма ед. ч. слова sifjar, что можно примерно перевести как "брачная связь, брачные узы, брачное родство". Проще говоря, имя "Сив" буквально означает нечто близкое к русскому "супруга". Когнатами являются готск. sibja, д.-в.-н. sibba, нем. Sippe, а также англ sibling.
Впрочем, этимология не даёт ничего, что могло бы навести нас на мысли о том, кто такая Сив.

Второе, на чём мы остановимся, это муж Сив - бог Тор.
Подробно описывать Тора нет нужды. Скажем лишь об одной крайне важной вещи, которая имеет к Тору отношение.
Тор - бог небесного огня.
Краткая аргументация связи Тора с огнём была сделана Нел Эльдватн в статье "Локи и огонь". Приведу здесь лишь тот отрывок о Торе, который нас интересует:

"В отличие от Локи, более веские и многочисленные основания быть богом огня есть у Тора. Тора называют рыжебородым (замечу, что о цвете волос Локи, так часто изображаемого рыжим, нет никаких сведений), а также Красным Тором, его глаза горят огнем («Песнь о Трюме», 27). Тор — бог-громовержец, а молнии зовутся «небесным огнем», «lopt-eldr». Если говорить о сакральной функции огня, то у Тора она представлена во всей красе: своим молотом он освящает погребальный костер Бальдра и воскрешает козлов, этот же молот кладут на колени невесте на свадьбе у Трюма, чтобы освятить ее. Из косвенных признаков можно вспомнить кремневое точило в голове Тора (кремнем высекают огонь) и его вечную вражду с великанами, потомками первых хримтурсов, порождений льда. Выходит, функции бога огня уже сосредоточены в руках Тора..."

Дополним это несколькими фактами, свидетельствующими о связи Тора с огнём.
Согласно "Речам Гримнира", когда Тор переходит вброд реки, идя на суд богов, то "священные воды кипят, пламенеет мост асов". В "Песни о Трюме" Тор едет в Йотунхейм и говорится что "горела земля, рушились горы". В "Саге о Людях с Килевого Мыса" капище Торольва Бородача описано так:

"Он велел построить большое капище на своём поле. Оно было сотню футов в длину и шестьдесят в ширину. Все люди должны были платить туда капищный сбор. Более всего там почитали Тора. Снаружи оно было сделано круглым, словно шапка. Всё оно было занавешено и с окнами. Посредине там стоял Тор и с двух сторон — остальные боги. Прямо перед ними стоял алтарь, сделанный очень искусно и покрытый сверху железом. На нём должен был гореть огонь, который никогда не гас. Они называли его священным пламенем (vígðan eld)".

Отметим, что ни одна другая сага не упоминает священного огня в каком-либо капище. Капище, где "более всего почитали Тора" - единственное, о котором сказано нечто подобное.
В целом, приведённых аргументов, на наш взгляд, более чем достаточно, чтобы считать Тора богом огня. Огня, как уже было сказано, небесного.
Но подобный взгляд на Тора всецело рушит любую гипотезу, в которой Сив является богиней плодородия, а её волосы, например, пшеницей. Молния - небесный огонь (да и огонь вообще) - это погибель для посевов. Представить себе сакральный брак огненного Тора и богини, связанной с плодородием земли, можно лишь в одном случае - если речь идёт о подсечно-огневом земледелии, когда огонь используют для расчистки местности от растительности под пахотные земли..
Но подобная гипотеза будет противоречить мифу о похищении волос Сив. При подсечно-огневом земледелии огнём уничтожают лес, чтобы расчистить землю под пашню. Лес в скандинавской поэтике часто символизирует волосы. Например, как сказано в "Языке поэзии": "В кеннингах волосы называют «лесом (или любым хейти деревьев) черепа, мозга либо головы". Но тогда если Сив - плодородная богиня, олицетворение земли, то это не Локи, а сам Тор должен изначально "отрезать" (то есть уничтожить) её волосы.

Посмотрим на Сив с другой стороны. Со стороны Локи. И для лучшего понимания обратимся к сравнительной мифологии, в рамках которой мы очень легко отыщем одного персонажа, который очень похож на Локи по некоторым характеристикам.
Это - древнегреческий Прометей.
Оба - и Прометей, и Локи - пошли против богов. Оба оказались прикованными к скалам. Оба терпят мучения (на лицо Локи капает змеиный яд, а постоянно регенерирующую печень Прометея клюёт орёл).
И оба являются похитителями: Прометей - божественного огня, Локи - волос супруги огненного (как мы выяснили) бога.
Оба, кстати, отдают украденное людям. Прометей отдаёт людям огонь, а вот с Локи всё чуть сложнее. По одной из гипотез Локи - это Лодур, один из богов, принявших участие в оживлении людей. И в "Прорицании вёльвы" об одном из его даров сказано прямо: "lá gaf Lóðurr".
Слово lá большинство исследователей по какой-то причине, интерпретируют как неверно записанное læ - "способность творить, хитрость, творческое начало". Тем не менее, всё может оказаться куда проще. В "Младшей Эдде" в "Языке поэзии" находится хейти для волос: "Hár heitir lá...". Слово lá - хейти волос, "волосы". Если исходить из этой гипотезы, то отрезанные у Сив волосы Локи просто отдал людям в момент их оживления.

Но вернёмся к сравнительной мифологии.
Итак, главный объединяющий момент обоих образов - Прометея и Локи - огонь ( в случае с Локи - несколько косвенно, через Тора). Но мифологическое сознание, наряду с небесным огнём (молнией, иногда - солнцем) знает и огонь иного рода - "земной" огонь: огонь очагов и алтарей. И надо заметить, что этот огонь занимал в мировоззрении скандинавов не далеко не последнее место:

Дорог огонь
тому, кто с дороги,
чьи застыли колени...

("Речи Высокого").

Драгоценен огонь
для сынов человека...

(там же).

Логично, что для древнего скандинава (да, в общем, и для любого архаичного человека) огонь представлял немалую ценность. Миф об утрате огня, о его похищении - глубоко архаичен сам по себе. А в архаичном обществе сохранение "земного" огня, огня очага, огня дома всегда относилось к сфере деятельности женщины.
Снова проводя параллели с греко-римской мифологией, мы находим институт таких хранительниц - весталок. А вместе с ним - и образ богини, связанный с сохранением пламени очага или священного пламени. Образ Весты или Гестии.

Если допустить что Сив - богиня очага и/или священного пламени, то это очень хорошо согласуется с тем, что она является супругой Тора. Что интересно: "Песнь о Харбарде", упоминая Сив, также отсылает к домашнему очагу. В переводе Корсуна строфа 48 передана так (Харбард говорит Тору):

«С любовником Сив
повстречайся в доме, —
важнее тебе
свершить этот подвиг!»

Но посмотрим оригинальный текст:

«Sif á hó heima,
hans muntu fund vilja,
þann muntu þrek drýgja,
þat er þér skyldara.»

И дословный перевод таков:

"У Сив в доме крюк для котлов,
его должен найти ты,
этот подвиг ты соверши,
он тебе ближе".

В оригинале присутствует совершенно чудесная игра слов. Слово hór действительно означает "крюк для котлов", на который вешали котлы над очагом. Созвучное ему hórr - действительно, "любовник, жиголо". Перебранка между Харбардом и Тором вполне допускает понимание этих слов и как указание на наличие любовника в доме Сив, и как на то, что Тору необходимо отыскать "крюк для котлов", то есть (согласно словарю Клисби - Вигфуссона) - заняться женской кухонной работой, разогреванием еды.
Но, возможно, что слова Харбарда надо воспринимать куда серьёзнее, как оскорбление с сексуальным подтекстом. В словаре Клисби - Вигфуссона приводится замечательный древнеисл. заговор, который, согласно фольклорному поверью, должен был произнести человек с воспалёнными губами, если он хочет исцелиться. Для этого надо было поцеловать крюк для котлов:

Heill og sæll hór minn,
eg skal kyssa snös þína,
ef þú græðir vör mína.

Здоровья и счастья, любовник мой,
я должен/должна поцеловать крюк твой,
если ты излечишь мои губы.

Но вернёмся к Сив.
Если свести воедино всё вышенаписанное, то Сив вполне может оказаться богиней домашнего очага и/или священного пламени. Это вполне объясняет её связь с Тором, как огненным и освящающим богом.
Не вполне понятным остаётся миф с заменой волос Сив на золотые. Впрочем, учитывая тот факт, что золото в кеннингах иногда называют огнём (вод/рек/моря/рук), можно предположить, что мы имеем дело с поэтическим образом, который пытается описать выкованные двергами волосы просто как "огненные".
Было бы крайне соблазнительным пойти дальше, и представить волосы Сив как языки пламени, но подобной метафоры скандинавская мифология и поэтика не знают совершенно, а потому мы оставим всё это в рамках гипотез, личных воззрений и т. п.

_________________


Давно сказано: «Вера без дел мертва». Будда указал три пути: долгий – путь знания, короче – путь веры, самый краткий – путь действия.
Николай Рерих. Алтай-Гималаи
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
ДЖУББА
ДЖУББА
Ведунья-практик

Дата регистрации : 2016-09-09

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения