Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Последние темы
» Замкнуть болезни.
31 декабря - Васильев Вечер Empty18.02.21 8:14 автор Анастейшаа

» ИЗМЕНЕНИЕ БУДУЩИХ СОБЫТИЙ ПРИ СМЕНЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА (Автор статьи Верховная Жрица)
31 декабря - Васильев Вечер Empty24.01.21 13:20 автор Ведана

» Вызвать тоску по себе
31 декабря - Васильев Вечер Empty16.12.20 18:36 автор Ведана

» Диагностика
31 декабря - Васильев Вечер Empty15.12.20 16:55 автор Ведана

»  НЕАКТИВНЫЕ АККАУНТЫ
31 декабря - Васильев Вечер Empty11.12.20 19:11 автор Ведана

» Набор в школу предсказаний на Оракуле Мадам Ленорман
31 декабря - Васильев Вечер Empty03.12.20 15:03 автор Ведана

» Добро пожаловать!
31 декабря - Васильев Вечер Empty02.12.20 10:33 автор Ведана

» МЕТОД НА ИЗМЕНЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В ПЛЮС
31 декабря - Васильев Вечер Empty30.11.20 10:41 автор Ведана

» Избавиться от нищеты. Наузы
31 декабря - Васильев Вечер Empty30.11.20 10:29 автор Ведана

» Рецепт приворотных духов
31 декабря - Васильев Вечер Empty25.11.20 23:08 автор Ведана

» Оберег от разлучниц
31 декабря - Васильев Вечер Empty25.11.20 23:04 автор Ведана

» Оморочка для тех, кого съедают на работе.
31 декабря - Васильев Вечер Empty23.11.20 16:51 автор Ведана

» Обоняние и яснообоняние.
31 декабря - Васильев Вечер Empty17.11.20 7:59 автор newfiz

» НАБОР В ШКОЛУ «ОРАКУЛ МАДАМ ЛЕНОРМАН»
31 декабря - Васильев Вечер Empty11.11.20 22:33 автор Ведана

» Обряд защиты ребенка от любого негативного влияния.
31 декабря - Васильев Вечер Empty10.11.20 10:45 автор Ведана

» КАРТЫ, ВЫПАДАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕМЕШИВАНИИ
31 декабря - Васильев Вечер Empty10.11.20 10:27 автор Ведана

» Открыть жизненные дороги
31 декабря - Васильев Вечер Empty10.11.20 10:22 автор Ведана

» Цыганкая порча на вещь
31 декабря - Васильев Вечер Empty09.11.20 21:08 автор Ведана

» Отправить по ветру негатив.
31 декабря - Васильев Вечер Empty01.11.20 22:01 автор Ведана

» Любовные шепотки привлечь понравившегося мужчину.
31 декабря - Васильев Вечер Empty01.11.20 21:57 автор Ведана

» Πpизыв cужeнoгo на рис
31 декабря - Васильев Вечер Empty01.11.20 21:55 автор Ведана

» Закрыть нужного человека от соперниц.
31 декабря - Васильев Вечер Empty01.11.20 21:51 автор Ведана

» Ночь с 31 октября на 1 ноября. Самайн, Хеллоуин, Души - что общего
31 декабря - Васильев Вечер Empty30.10.20 20:38 автор Ведана

» Заговор на уничтожение соперницы. соперниц
31 декабря - Васильев Вечер Empty30.10.20 15:37 автор Ведана

» Колдовство на выигрыш в лотерею
31 декабря - Васильев Вечер Empty30.10.20 15:34 автор Ведана

» Убрать соперницу.На фото
31 декабря - Васильев Вечер Empty30.10.20 15:21 автор Ведана

» На любовь в полнолуние
31 декабря - Васильев Вечер Empty30.10.20 7:34 автор Ведана

» Денежный обряд на Голубую Луну
31 декабря - Васильев Вечер Empty30.10.20 7:32 автор Ведана

» Защита от колдовства для ослабленного ребенка
31 декабря - Васильев Вечер Empty01.10.20 9:38 автор ДЖУББА

» Защитный заговор, чтоб ребенка не сглазили похвальбой
31 декабря - Васильев Вечер Empty01.10.20 9:36 автор ДЖУББА

» Заговор, который читают над малышом, если он отправляется куда-то без мамы
31 декабря - Васильев Вечер Empty01.10.20 9:34 автор ДЖУББА

» Защита ребенку на сон
31 декабря - Васильев Вечер Empty01.10.20 9:31 автор ДЖУББА

» Защита малышу от недоброго взгляда
31 декабря - Васильев Вечер Empty01.10.20 9:28 автор ДЖУББА

» Защита от порчи на целый год
31 декабря - Васильев Вечер Empty01.10.20 9:26 автор ДЖУББА

» Простой способ притянуть деньги
31 декабря - Васильев Вечер Empty24.09.20 13:53 автор ДЖУББА

» 12 СНОВ, О КАРМЕ РОДА
31 декабря - Васильев Вечер Empty24.09.20 13:40 автор ДЖУББА

» УЗЕЛОК ОТ БЕССОННИЦЫ
31 декабря - Васильев Вечер Empty16.09.20 7:46 автор best-best

» Снять болезнь на веник в бане
31 декабря - Васильев Вечер Empty18.08.20 21:02 автор АСТРЕЯ

» Презентация моей колоды Оракул Ленорман " Небесный Пантеон"
31 декабря - Васильев Вечер Empty18.08.20 20:31 автор Ведана

» Магическая помощь
31 декабря - Васильев Вечер Empty17.08.20 17:34 автор Ведана

» Для крепкой любви
31 декабря - Васильев Вечер Empty19.07.20 10:36 автор ДЖУББА

» Перед лишением девственности
31 декабря - Васильев Вечер Empty19.07.20 10:29 автор ДЖУББА

» Заговор на возникновение страсти при случайном знакомстве
31 декабря - Васильев Вечер Empty19.07.20 10:26 автор ДЖУББА

» Если зять не хочет работать
31 декабря - Васильев Вечер Empty05.07.20 18:29 автор рябинушка

» ЗАПИСЬ НА МИНИ-КУРС "СВЕЧИ ПРОГРАММЫ"
31 декабря - Васильев Вечер Empty26.06.20 13:07 автор Лисcа

» Славянские Боги. О чем кого просить
31 декабря - Васильев Вечер Empty17.06.20 11:25 автор ДЖУББА

» Свести какой-либо изъян на коже
31 декабря - Васильев Вечер Empty12.06.20 14:13 автор ДЖУББА

» Молитва для неуязвимости, которую следует переписать и носить с собой
31 декабря - Васильев Вечер Empty12.06.20 14:09 автор ДЖУББА

» Молитва освобождения
31 декабря - Васильев Вечер Empty12.06.20 14:01 автор ДЖУББА

» Предначинательная молитва для удачи в делах
31 декабря - Васильев Вечер Empty12.06.20 13:59 автор ДЖУББА

» Покупая обручальные кольца
31 декабря - Васильев Вечер Empty12.06.20 13:47 автор ДЖУББА

» Молитва преподобного Ефрема Сирина, об избавлении от гордыни
31 декабря - Васильев Вечер Empty12.06.20 13:35 автор ДЖУББА

» Обрядовая свеча чистки на Лунное затмение.
31 декабря - Васильев Вечер Empty06.06.20 14:06 автор Ведана

» Откупные дети Рода
31 декабря - Васильев Вечер Empty28.05.20 8:00 автор АСТРЕЯ

» Волшебная шкатулка
31 декабря - Васильев Вечер Empty28.05.20 7:54 автор АСТРЕЯ

» Если не справляешься со своей силой - то она сама расправляется с тобой.
31 декабря - Васильев Вечер Empty28.05.20 7:53 автор АСТРЕЯ

» Ритуал на исполнение желаний!
31 декабря - Васильев Вечер Empty28.05.20 7:50 автор АСТРЕЯ

» Список грехов клиентов перед практиком, или как сделать работу с магом максимально неэффек
31 декабря - Васильев Вечер Empty28.05.20 7:40 автор АСТРЕЯ

» Зачем мастеру личные данные клиента?
31 декабря - Васильев Вечер Empty28.05.20 7:35 автор АСТРЕЯ

» Магия и ошибки во время процесса
31 декабря - Васильев Вечер Empty28.05.20 7:29 автор АСТРЕЯ

Май 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Календарь Календарь

31 декабря - Васильев Вечер

Перейти вниз

31 декабря - Васильев Вечер Empty 31 декабря - Васильев Вечер

Сообщение автор АСТРЕЯ 07.09.16 17:45

31 декабря

Новогодний праздник в память о святом Василии Великом. Древнее языческое название - Коляда.


Васильев Вечер

Васильев вечер (Коляда) - канун Нового года, приходился на 31 декабря по ст. ст. Свое название вечер получил по имени св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской, память которого христианская церковь чтит 1 января (Васильев день). Другое, более архаичное, название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских (см. Рождество Христово). У хорватов было принято изготавливать куклу "колед", которую колядующие носили с собой из дома в дом. У русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках (см. Колядование).

Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов ("еретиков" и "еретиц", "волхиток" и под.). В Тульской губ., например, верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты. В Пермской губ. хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св.Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг.

С представлениями о разгуле нечистой силы в Святки в традиционной культуре соотносятся бесчинства молодежи как одна из ритуализированных форм поведения (см. Святочные бесчинства); одним из пиков совершения бесчинств, наряду с крещенской ночью, являлся и Васильев вечер.

Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Так, например, чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер.

Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку (см. Хмельные напитки). Обязательными для новогоднего стола были кутья (как в сочельники), кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т.д., относящихся ко времени встречи Нового года, на весь год, сохраняют свою актуальность и в современном обществе.

В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции (о символике проруби как границе между "этим" и "иным" мирами см. Подблюдные гадания).

Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Так, например, в Енисейской губ. замечали: "На Новой гот сильной мороз и маленький снежок - к урожаю хлеба и здоровью людей и скота; а если тепло и без снега - к неурожаю и болезням людей и скота" (Макаренко А.А. 1993. С. 42). Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека.

С этими же проблемами связаны магические обряды Васильева вечера и первого дня нового года, направленные на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом.

Так обряд посевания, который производился по большей части утром в Васильев день, осмыслялся как необходимая акция для получения хорошего урожая в новом году. Ритуальное съедание кесаретского поросенка во время новогодней трапезы связывалось с обеспечением прежде всего плодовитости скота, а также урожая и, следовательно, изобилия и благополучия в хозяйстве. Продуцирующий характер носил также обряд встряхивания в полночь яблонь - "для урожая", имевший место в Пензенской губ. Правильное, то есть предписанное традицией, поведение хозяев во время обходного обряда колядования: проявление радушия и доброжелательности к исполнителям колядок (овсеней, виноградий - см. Колядование), щедрое их одаривание, - сулили все те блага, о которых пелось в величальных песнях: богатый урожай, приплод скота, хорошее замужество для девушки и т.п.

Как канун Нового года и конкретная граница между прошлым и будущим Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода. Наиболее характерными новогодними гаданиями, а в некоторых местных традициях производимыми только в Васильев вечер, были гадания на урожай, семейные гадания о судьбе и подблюдные гадания.

Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года (отсюда название - "васильевский") особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым.

Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", т.е. неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку. Если владелец рубля забудет это сделать, то рубль вновь вернется к сатане. Чтобы добыть неразменный рубль, по поверьям, нужно в ночь на Новый год посадить в мешок черного кота и крепко завязать мешок на семь узлов, но не веревкой, а концами самого мешка и выйти в полночь на перекресток. К искателю удачи должен подойти посланник сатаны и просить у него продать кота, предлагая баснословные суммы, на что продавцу соглашаться не стоит. Нужно просить только неразменный рубль, и когда дьявол даст монету, продавцу дoлжно бежать домой как можно быстрее и не оглядываться. В это время дьявол старается развязать узлы мешка, и если это ему удастся прежде, чем продавец дотронется до двери своего дома, хотя бы пальцем, то разорвет человека на куски. В противном случае продавец кота становится обладателем неразменного рубля.

Первый день нового года знаменовался обходным обрядом посевания ранним утром; днем устраивали конские бега, а на улицах царило оживление. Заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей. Войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: "С Новым годом вас, с новым счастьем!" Хозяин поздравлял гостей в ответ теми же словами. Вечером устраивались святочные игрища, гадания, ряженье. Однако в Васильев день вечерки с игрищами старались завершить пораньше - до полуночи, "до первых петухов", опасаясь посещения нечистой силы, начинающей во второй половине Святок свой разгул.
АСТРЕЯ
АСТРЕЯ
Хозяйка форума

Дата регистрации : 2016-07-06
Откуда : Украина

Вернуться к началу Перейти вниз

31 декабря - Васильев Вечер Empty Re: 31 декабря - Васильев Вечер

Сообщение автор АСТРЕЯ 07.09.16 17:46

31 декабря
Ритуальное блюдо ужина в Васильев вечер, накануне Нового года.


Кесаретский поросенок

Кесаретский поросенок - ритуальное блюдо, непременная принадлежность ужина в Васильев вечер, накануне Нового года. Свое название это блюдо получило, соответственно, по имени св. Василия Великого, или Кесарийского, день памяти которого приходился на 1 января (по ст.ст.). В народе св. Василий Великий назывался Кесаретским; особенно этого святого чтили пастуха, так как он считался покровителем свиней. В этой же связи Васильев день крестьяне называли еще "свиным праздником".

Приготовление блюд из свинины, приуроченное к святочному периоду, имеет общеевропейское распространение: "Свиное мясо, свиная голова, колбасы и какое-либо печение в образе свиньи составляют необходимую принадлежность Васильева вечера и рождественских святок не только у русских, но и болгар, сербов, румын, в Сицилии, Англии, Германии, в скандинавских землях и на Кавказе" (Сумцов Н.Ф., 1890, с.134).

Закалывать свиней полагалось 30 декабря (по ст. ст.); в этот же день варили свиные желудки, а так как это был день памяти мученицы Анисьи, у русских он получил название "Анисьи-желудочницы". По печени и селезенке свиней крестьяне гадали о зиме: ровная и гладкая селезенка - зима будет суровая; если она к спине толще - холода наступят в конце зимы; печень, толстая в середине, - стужа начнется с половины зимы; расширение печени к брюху - морозы будут с перезимья, то есть после зимы.

Вплоть до конца ХIХ в. сохранялись две формы ритуального вкушения кесаретского поросенка: отдельной семьей и всей крестьянской общиной.

В первом случае съедание праздничного поросенка, как и кутьи, и других ритуальных блюд, должно было обеспечить благополучие в широком смысле для каждого данного крестьянского хозяйства. С идеей полноты жизни, в крестьянском понимании, соотносится, по всей видимости, то, что полугодовалого или нескольких месяцев поросенка зажаривали обязательно целиком, какой бы величины он ни был.

До трапезы перед иконой зажигали свечу и молились Василию Великому, после чего старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз приговаривая: "Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились" (Максимов С.В., 1994, с.275). Приподнимание или подбрасывание вверх ритуальной пищи, преследующее продуцирующие цели, свойственно традиционным обрядам как аграрной направленности (подбрасывание яиц и плодов деревьев перед посевом), так и семейным (приподнимание каши к потолку во время крестинной трапезы; поднимание и преломление пирога над головой невесты на свадебном пиру и под).

Разделение поросенка на части называлось "кесаретского ломать"; причем жаркое действительно не резали ножом, а ломали руками. Так, в Орловской губ. сначала хозяин оставлял себе голову, а затем раздавал куски мяса всем членам семьи по старшинству.

В Курской губ. прежде, чем приступить к поросенку и к ужину вообще, на стол насыпали семена различных зерновых культур так, что они представляли собой изображение креста в круге. Эти семена покрывали скатертью и уж затем садились ужинать. Сначала ели горячее (борщ), а после все вставали, и старший трижды поднимал блюдо с поросенком к иконе и ставил на то место, где под скатертью находились семена. После постановки блюда на место все присутствующие молились Василию Великому, чтобы в хозяйстве водились и свиньи, и другая скотина. Троекратно повторив действия с блюдом и чтение молитвы, семья садилась за стол и продолжала ужин. Во время вкушения кесаретского поросенка один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал. Этого ребенка кормили жарким позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребенку кусок мяса под стол.

Использование в новогодней трапезе именно свинины объясняется традиционными представлениями об особой плодовитости свиньи, что подтверждается реальной действительностью: из всех домашних животных свинья приносит наибольший по количеству приплод. Вкушение пищи, приготовленной из такого животного, являлось актом приобщения человека к силам и способностям, которыми животное наделялось в народном сознании. Обряд съедания кесаретского поросенка представлял собой магическое действо, направленное на вызывание плодовитости скота, урожая, изобилия и благополучия в хозяйстве.

После трапезы кости от съеденного поросенка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или "свинухe"; в некоторых местных традициях для этого выбирался кто-либо из гостей, и кости носили в свинарник по одной; в Орловской губ. это делала хозяйка дома.

Кесаретский поросенок был как достоянием отдельной семьи, так и всей общины: в центральных губерниях России односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено это блюдо, и есть его. При этом каждый гость должен был дать хозяину за поросенка денег, сколько мог; деньги на следующий день относили в приходскую церковь в пользу причта.

Еще более архаичная форма ритуального вкушения кесаретского поросенка - всем миром-общиной - еще в ХIХ в. сохранялась в Вологодской губ. Так, в Сольвычегодском уезде рано утром в день Нового года крестьяне со всего прихода съезжались на погост, привозя с собой свиные туши, в зависимости от достатка в хозяйстве: четверть, половину или целую свинью. Туши отдавали в пользу причта, а из голов варили в общем котле щи, съедаемые здесь же всем миром. В Никольском уезде в церковь приносили лишь головы свиней "без рыл" (со срезанными носами), которые после молебна с водосвятием окропляли святой водой. Часть голов так же жертвовалась причту, а остальные варили в котлах и ели всей общиной в церковной ограде или трапезной, угощая богомольцев и нищих. Не пожертвовать церковнослужителям свинины считалось большим грехом, так как эта жертва являлась благодарностью Богу за благополучие скота в прошедшем году, а также имела целью предохранить скот от падежа в наступающем году.

Кесаретский поросенок являлся не только ритуальным блюдом новогодней трапезы. У зажиточных людей целую неделю от Рождества Христова до Нового года свиная голова стояла на столе. Этот обычай типологически близок использованию в губ. украшенной бантиками свиной головы в качестве принадлежности свадебного стола в связи с приписываемой свинье, в народных представлениях, продуцирующей силы. Вареные свиные ноги являлись традиционным угощением для колядующих (см. Колядование).

Как и другая ритуальная пища (кутья, блины, кисель), приготовляемая к Святкам и другим праздникам, связанным с идеей "перехода", кесаретский поросенок нередко использовался в гаданиях. Во Владимирской губ. при закалывании свиньи к празднику, молодежь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком. Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих. Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами, после чего в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым. Если кружочек принадлежал парню, считали, что он непременно женится в новом году, если - девушке - она выйдет замуж. Предсказательные свойства приписывались и непосредственно свиной туше. В Белозерском у. Вологодской губ. гадание с нею происходило следующим образом: "Берут конец полотна, "зачертятся", встают на него и спрашивают: "Скажи-ка, туша, сущу правду, что я думаю?" Свинья отвечает, например: "Угадай, сколько у меня суставов, тогда я тебе всю правду скажу". Если девица бойкая : "А ты угадай, сколько у меня утоцин и сколько вдоль основы?" Если туша отгадает, то девица и спрашивает: "Кто суженый?"" (Соколовы Б. и Ю., 1915, с.519).

Былички, сюжет которых основан на изложении гадания со свиной тушей, были широко распространены у русских, и их рассказывание нередко было приурочено к святочному периоду: "Вот погадали, погадали, а одна девка и говорит: "Пойдем-кось, девоньки, к поросенку слушать: у нас сегодня большущего закололи и тушу в амбар стащили, пойдемте". Вот и пошли, надо быть, пять девок. Сняли с себя кресты, немытика помянули, очертились ножиком и одна, которая посмелее, говорит: "Чушка, чушка, скажи, где мой суженый-ряженый?" - А поросенок им из амбара: "Отгадайте три загадки, тогда отгадаю всем суженых. Наперво отгадайте, сколько на мне щетинок?" - Отгадывали, отгадывали девки - на отгадали: где сосчитать щетинки на свинье? А поросенок опять: "Сколько во мне суставов?" - Опять не отгадали девки, а поросенок как рыкнет: "Ну, так я вас всех задавлю". - Девки бежать. Прибежали на беседу - лица на них нет. А хозяйка-то беседы, видно, догадливая баба была, бывала в этих делах: сейчас четырем девкам не голову горшки глиняные надела, а этой, коя загадывала, подушку положила. Вдруг как вломится в избу свинья. Схватила с одной девки горшок, думала, это голова, да о пол, схватила другой - о пол, да так со всех четырех, а с пятой схватила подушку и убежала" (Максимов С.В., 1994, с.242-243).

Подобные рассказы являлись своего рода теоретическим подспорьем в критических ситуациях, возникающих при гаданиях, а также "дидактическим" материалом для усвоения традиционных отгадок на загадки типа тех, что задавала свиная туша (см. Загадывание загадок в Святки).

Мотив говорящей туши соотносится с традиционными представлениями о связи свиньи с нечистой силой, использующей, по поверьям, это животное в качестве коня. Приписывание народным сознанием свинье признака "нечистоты" обусловлено также влиянием христианства: церковь истолковывала образ свиньи как воплощение бесовской силы. В этом плане показателен евангельский сюжет об исцелении Иисусом Христом бесноватых в Гадаринской стране: изгнанные из больных, бесы вошли в свиное стадо (Мф. 8, 28-34).

Возвращаясь к кесаретскому поросенку как святочной ритуальной пище, следует отметить, что отголоском его обязательного присутствия в составе блюд трапезы Васильева вечера можно, вероятно, считать широко распространенное до сих пор у русских приготовление к новогоднему столу студня из свиных ног.

АСТРЕЯ
АСТРЕЯ
Хозяйка форума

Дата регистрации : 2016-07-06
Откуда : Украина

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения