Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Последние темы
» ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ИГРА "ВЕРШИНА ОТНОШЕНИЙ"
Сегодня в 17:31 автор ДЖУББА

» ОБЬЯВЛЕН НАБОР В ШКОЛУ БЕЛОЙ МАГИИ!
Вчера в 21:57 автор Ведана

» АКЦИЯ!Запись на обряд " Приворот Богородицы"
Вчера в 13:50 автор Ведана

»  Диагностика отношений в паре. Бесплатно!!! от Ильхам
Вчера в 12:28 автор Фрейя

» Запись на семинар " Рождество Богородицы"
Вчера в 9:57 автор Ведана

» АКЦИЯ! Запись на чистку с иконой " Древо Богородицы"
17.09.18 23:33 автор Саодат

» Важно! Практики и работа с Родом!
17.09.18 22:51 автор ДЖУББА

» Молитва на изгнание злых духов
17.09.18 20:45 автор ДЖУББА

» Если вы обнаружили в пороге иглу
17.09.18 20:39 автор ДЖУББА

» Заговор от мужниной ревности.
17.09.18 20:35 автор ДЖУББА

» МК Оригинальные тёртые свечи ручной работы
17.09.18 20:32 автор ДЖУББА

» Морок-непрогляд.......
17.09.18 20:21 автор ДЖУББА

» Заговор от тоски (Красильникова)
17.09.18 20:19 автор ДЖУББА

» От тоски избавиться(на пепел).Серафима
17.09.18 12:11 автор ДЖУББА

» КАК ВЫБРАТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ МАГИИ
17.09.18 12:06 автор ДЖУББА

» Десять идей для празднования Мабона
17.09.18 12:01 автор ДЖУББА

» Заговор на чашку.....
17.09.18 11:59 автор ДЖУББА

» Приворотный заговор на похоть
17.09.18 9:46 автор Ведана

» Черепа животных в практике
17.09.18 8:27 автор Ведана

» КАК СДЕЛАТЬ ТРЕХРУННЫЕ РАСКЛАДЫ НА СИТУАЦИЮ
17.09.18 0:14 автор Ведана

» Для пышности волос
17.09.18 0:02 автор Ведана

» Черная магия чтобы ложь заглушить
16.09.18 23:35 автор Ведана

» На колокольный звон от горя и безденежья.
13.09.18 14:19 автор ДЖУББА

» Возврат "милой подруге"
13.09.18 14:06 автор ДЖУББА

» О замещении материалов в обряде и экспериментах
13.09.18 14:04 автор ДЖУББА

» 7 Духовных законов успеха
13.09.18 13:59 автор ДЖУББА

» Разбудите в себе СОЛНЫШКО
13.09.18 13:55 автор ДЖУББА

» Ваши отзывы и благодарности
12.09.18 15:44 автор ДЖУББА

» ВНИМАНИЕ! ОТКРЫТА ЗАПИСЬ НА ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ОТЛИВОК НА ВОСК И ОЛОВО!
10.09.18 19:09 автор АСТРЕЯ

» Предложение.........
10.09.18 19:06 автор АСТРЕЯ

» МОЧЕНЫЕ ЯБЛОКИ ПО СТАРИННОМУ РЕЦЕПТУ.
09.09.18 19:40 автор ДЖУББА

» 11 заповедей Идеальной Жены
09.09.18 19:35 автор ДЖУББА

» Читайте русские сказки - в них бездны сакрального смысла
09.09.18 19:34 автор ДЖУББА

» Тихий убийца Е621- глутамат натрия
09.09.18 19:26 автор ДЖУББА

» САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ХОРОВОДА
09.09.18 19:19 автор ДЖУББА

» Итальянская ведьма
09.09.18 18:26 автор ДЖУББА

» Руны как показатель психологических проблем личности.
09.09.18 18:21 автор ДЖУББА

» Заговоры на подкову для защиты дома и семьи
09.09.18 18:10 автор Ведана

» Практика метание рун
09.09.18 17:05 автор Ведана

» От измен жены ....
09.09.18 13:33 автор ДЖУББА

» ЗАГОВОР ДЛЯ РУКОДЕЛЬНИЦ
09.09.18 13:31 автор ДЖУББА

» Ритуальные иглы, гвозди, нити
08.09.18 19:09 автор Ведана

» Мантия - доспехи Мага.
08.09.18 19:07 автор Ведана

» РУНИЧЕСКИЙ КЛЮЧ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ СВЯЗИ С БОГОМ
07.09.18 22:13 автор Ведана

» Чтобы пчелы водились
07.09.18 22:10 автор Ведана

» КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ В КАЧЕСТВЕ ОБЕРЕГА
07.09.18 22:05 автор Ведана

» Знакомимся общаемся на разные темы и просто флудим
06.09.18 12:51 автор Велислава

» Снятие негатива на яйцо
05.09.18 20:12 автор ДЖУББА

» КАК ЗАБРАТЬ С СОБОЙ ИЗ СТАРОГО ЖИЛЬЯ ДОМОВОГО.
05.09.18 20:04 автор ДЖУББА

» О ВРЕДЕ РАФИНИРОВАННОГО МАСЛА.
05.09.18 19:58 автор ДЖУББА

» Заговор, чтобы деньги рекой полились.
05.09.18 19:54 автор ДЖУББА

»  Ритуал для замужества с вещами
05.09.18 19:51 автор ДЖУББА

» Вызов на свою тень (на исполнение желания)
05.09.18 19:36 автор ДЖУББА

» Луна и гадания.......
05.09.18 19:34 автор ДЖУББА

» Очень сильный заговор от неправедного суда, который читает жена
05.09.18 19:20 автор ДЖУББА

» На сладкий чай пробудить интерес
05.09.18 18:05 автор ДЖУББА

»  ЗВЕРОБОЙ - ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ
05.09.18 18:01 автор ДЖУББА

» Чистка от безденежья-нищеты.
05.09.18 18:00 автор ДЖУББА

» ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РУНЕСКРИПТОВ
02.09.18 21:24 автор Ведана

» ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НИЩИТЫ И ПРИВЛЕЧЬ ХОРОШУЮ ДОЛЮ
02.09.18 21:20 автор Ведана

Сентябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Календарь Календарь

Славянская звериная символика

Перейти вниз

Славянская звериная символика

Сообщение автор АСТРЕЯ в 11.04.17 7:14

Славянская звериная символика
Сварог (Орёл, Сокол; Рарог)
Орёл (ирл. Iolair) - это птица, живущая при ярком свете солнца, и поэтому его считают в некотором смысле светящимся; он относится к стихиям воздуха и огня. Он символизирует высоту духа, как солнце, и духовный принцип в целом. Он же отождествляется с солнцем и идеей мужской активности, которая оплодотворяет женскую природу, и также символизирует отца. В Зенд-Авесте изедом, покровителем этого знака, является Амертат-Бессмертие. Священная птица Юпитера (Io Pater), иногда изображавшаяся с молниями в лапах. Солярный символ всех богов Солнца, полуденное солнце, духовное начало, вознесение, вдохновение, освобождение от уз, победа, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, власть, сила, высота, стихия воздуха. Считалось, что орёл способен долететь до Солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орёл олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам. У греков означает Солнце, духовную силу, царственность, победу и удачу. В индуизме орёл - солярная птица Гаруды, на которой летает Вишну; эмблема Индры. У ариев это птица-буревестник. В митраизме орёл и сокол являются атрибутами солярного Митры. В римской традиции орёл - солярная птица бури, носящая молнию Юпитера. В искусстве орёл может встречаться также в качестве атрибута аллегорического изображения Гордости.
Этот тотем - тотем строительства, серьезных планов и проектов, объединения людей. 'Царь птиц'; известен как символ безграничной власти и обороноспособности.
Сокол - это воодушевление, победа, восхождение через все уровни. Эта прекрасная и гордая птица также означает свободу, а значит, и надежду для тех, кто в оковах, моральных либо духовных. Изедом этого знака, является Хваршат, Солнце. Разделяет с Орлом большую часть его солярного символизма. Может меняться с ним местами. Обозначает также свободу, а значит, и надежду для тех, кто в оковах, моральных либо духовных. У кельтов сокол, как и орёл, был одним из первоначальных проявлений. Противопоставляется похотливому зайцу и олицетворяет победу над похотью. Олицетворял Гора (его соколиное око часто изображалось на амулетах, символизируя его защитную силу), который появлялся либо в виде сокола, либо с соколиной головой. Ра-Восходящее Солнце, идентифицированный с Гором-Горизонтом мог также быть с соколиной головой. Во времена пирамид небесное путешествие фараона изображается как полет; также ба-птица (образ души), как правило, рисуется в образе сокола; в поздний период гробы в виде мумии или сами мумии имели часто маски сокола. В религии инков сокол - солярный символ, охраняющий дух. У скандинавов Один мог спускаться на землю в виде сокола. В Перу сокол - также солнечный символ, спутник или духовный брат бога Инки и также - прародитель людей. В настоящее время ястре - символ милитаристских настроений.
Тотем Сокола - это раскол, битва за справедливость, за Правду и во имя Прави. В новейшее время сокол стал обозначать сторонника жесткого политического курса в противоположность голубю, символизирующему миротворческое движение; также, вместе с соколом - варварскую чистоту язычества в противовес прогнившей западной цивилизации.
Рарашек (чеш. и словац.), рариг (укр.) - в славянской мифологии огненный дух, связанный с культом очага. Сравн.: чешск. Raroh - 'сокол'. Возможно, образ Рарога генетически связан с древнерусским Сварогом и русским Рахом (Страх-Pax русских заговоров, воплощение огневого ветра - суховея), а также с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого - сокол.

Велес (Медведь и Олень (Лось))
Связь Велеса и Медведя уходит в давнишние времена. Волос (Велес) - волосатый, волохатый; отсюда и 'волхв' - одетый в (медвежью) шкуру. С Велесом связано созвездие Плеяды (по-русски - Волосыни/Волосожары, по-сербски - Влачиши, сыновья Велеса) и Млечный Путь (нельзя не вспомнить, что Велес является сыном Коровы), чьё яркое сияние предвещает удачную охоту на медведя.
Считается, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как своему хозяину. В то же время черт боится и убегает от медведя; медведь может одолеть и изгнать водяного; снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча.
Связь Велеса c Медведем (Комом, Бером) позволяет отнести его культ к неолиту или бронзовому веку, когда культ рожаниц-лосих вытеснялся мужским культом медведя, а созвездие Лося стало Большой Медведицей.
Таким образом, северный Медведь оказывается куда более поздним животным образом Велеса, чем южный Тур, относящийся к периоду одомашнивания скота.

Олень (Лось)является менее архаичным животным Велеса: его появление как животного, относящегося к смерти (проводника душ на тот свет), впервые установлено у скифов. Приблизительно в тот же период стали появляться изображения Сокола (может быть, Петуха?), когтящего Оленя - возможно, предвестник космогонического сюжета о битве Светлого Бога (Громовержца) со Змеем (хтоническим началом). По болгарским и сербским поверьям именно на Олене ездят вилы (существа с достаточно хтонической природой) и самодивы; в руских преданиях в образе Оленя может являться леший. В болгарской космогонии именно Олень держит на рогах всю землю.

Учитывая солнечные, демиургические черты Оленя (см. ниже), а также - южнославянский мотив поглощения Змеем Оленя и его освобождение Ильёй (Перуном), можно сказать, что скифский сюжет о Соколе и Олене отображает, скорее, не борьбу, а союз двух первоначал.
Видимо, двойственное отношение к Оленю отражает борьбу патриархата с матриархатом, когда Змея и Оленя сменили Сокол и Медведь. Как и многие матриархальные черты, сохранилось и обожествление Оленя.

Велес (Ворон и Сова/Филин) Ворон и ворона- в народных представлениях нечистые и зловещие птицы. Как и другие птицы семейства вороновых (галка, грач). они объединены сходными поверьями и названиями. Воронье, гаиворонье, гаи, галь, галье, чернь - собирательные названия всех этих птиц в целом. Ворон - вещая птица. Он живет сто или триста лет и владеет тайнами: предсказывает смерть, нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает зарытый клад, в песнях приносит матери весть о гибели сына и т.п.
Народные представления отчетливо выявляют дьявольскую природу птиц семейства вороновых. Так, Ворона считают черным оттого, что он создан дьяволом. В Вороне видят нечистую силу. Черт может принимать облик черного Ворона или вороны. В образе Ворона чёрт летает ночью по дворам и поджигает кровли. Верят, что черти в виде ворон слетаются и кружат над домом умирающего колдуна, чтобы помочь выходу его души из тела. Души злых людей представляют в виде черных Воронов и ворон. Считают, что ведьму можно определить по черному Ворону, сидящему на её доме.
Хищность связывает в поверьях Ворона с волком. Существует примета: кто поет в лесу и увидит Воронов, наткнется на волка. Карканье Воронов, пролетающего над стадом, предвещает скорое нападение волка на стадо. Согласно польской легенде, вороны и галки произошли из щепок, когда дьявол создавал волка, вытесывая его из дерева. В разных версиях сказочного сюжета 'Братья-вороны' братья превращаются в Воронов, ворон или в волков. Как и других хищных птиц. убитого Ворона или ворону вешают в хлеву или конюшне для отпугивания злых духов (черта, ведьмы, домового, ласки), чтобы они по ночам не мучили коней или коров. Убитых ворон вывешивают также на полях для отгона воробьев.
В народном восприятии Ворон связывается с кровопролитием, насилием и войной. О кровожадности свидетельствует его крик, передаваемый возгласом 'кровь, кровь!'. Чтобы ружье било без промаха, охотники смазывали его дуло кровью Ворона. Стаи Воронов и ворон воспринимались в прошлом как предвестники нападения татар. Мотив крови присутствует и в легенде о вороне: ворона хотела пить кровь, капавшую из ран распятого Христа, за что Бог проклял её, отчего клюв её по краям навеки получил кровавый цвет.
Народные представления выявляют связь птиц семейства вороновых со смертью и миром мертвых. Хтоническая символика Ворона представлена в раннем арабском свидетельстве ал-Масуди (ум. 956). Он описывает славянского идола в виде старца с посохом, которым тот извлекает из могил останки умерших. Под левой ногой его помещены изображения Воронов и других чёрных птиц, под правой - муравьев.
В якутской мифологии Ворон - атрибут Улу Тойона, мифического главы чёрных шаманов, и имеет демонический характер. В эвенкийских мифах Ворон иногда выступает в роли неудачного, непослушного помощника бога-творца. В средневековой христианской традиции Ворон становится олицетворением сил ада и дьявола, а голубь - рая, святого духа, христианской веры (крещения). Такая интерпретация опирается, по-видимому, как на еврейскую традицию и отражает иудаистское деление животных на чистых (голубь) и нечистых (ворон), так и на дохристианские мифологические представления народов Европы, в которых Ворон имеет отчётливую хтоническую характеристику и фигурирует как птица, приносящая несчастье. Появление Ворона на левой стороне дома было дурной приметой, во время сева его появление предвещало неурожай, встреча двух воронов в воздухе - войну. В древнеирландской, и особенно древнескандинавской, литературах (восходящих к фольклору и отражающих дохристианскую мифологию) Ворон иногда обладает железными когтями и клювом, есть и образ одноглазого Ворона, что характерно для хтонических сущестВорон фигурирует в описаниях битв, предвещает гибель героеВорон Скандинавского верховного бога Одина, связанного с царством мёртвых и войнами, сопровождают две мудрые вещие птицы - вороны Хугин и Мунин. Ворон, по-видимому, связан и с кельтским богом Лугом.
В скульптурах, связанных с культом Митры, часто изображались вороны. В Зенд-Авесте изедом, покровителем этого знака, является Тиштрия, великие, непостижимые, бесчисленные Звёзды. Высшая харизма Ворона - это харизма пророка.

Совазагадочная птица - ночная гуляка - величается в сказках и присказках 'совушкой-вдовушкой, разумной головушкой, лесной барыней, Ульяной Степановной'. Всегда и везде с представлением о ней соединилось понятие о мудрости. Согласно народным поверьям, она сторожит клады. Филин, 'совкин деверь', постоянный спутник лешего, сычи - его гонцы, сова же - советница лесного хозяина.
В Авесте Сове покровительствует Мах, Луна. Это означает, что Совы имеют отношение к оккультными науками и им открыты тайные знания.


Велес (Рыба) Символ рыбы, особенно лосося (ирл. Brionnfhionn), означал знание. Ребёнок, которого позже назвали Талиесином, мудрец, бард и друид, был найден в пруду, где ловили рыбу. Значимость этого символа видна из многих источников: в 'Килухе и Олвэн' Гвррир из отряда Кухулина говорил по очереди с Дроздом, Оленем, Совой и Орлом, и каждый из них оказывался мудрее предыдущего, но ответ он получил лишь от старого Лосося из Ллин Ллив. Знаменитый Кухулин однажды совершил так называемый 'прыжок лосося' - через волшебный Скальный Мост, когда шёл к Скатах, у которой надеялся обучиться боевому мастерству. Добравшись таким образом до Скатах, он узнаёт от неё множество секретов и приёмов боя, получает новые умения и становится воистину великим воином. Получается, что 'прыжок лосося' привёл Кухулина к новым знаниям. Также мудрость лосося можно впитать, съев его мясо. А как же сам лосось получает мудрость? Он ест лесные орехи, падающие в священные источники. Символизм 'съедания' мудрости вместе с лососем виден в легенде о Денме - он ловит для прорицателя Лосося познания, затем съедает его и обретает великую мудрость, получив благодаря этому перерождение и новое имя. Лосось из Ассароэ - одна из известнейших рыб в кельтском мире. Он, по меньшей мере ровесник времени и был свидетелем большинства приходов и исчезновений человечества. Герой-шаман Фион Мак Кумайл перенял всю его мудрость, отведав лосося, которого он готовил для друида по имени Финтан. Кстати сказать, возможно, этот символ прочно укоренился и в нашем сознании - мы советуем своим детям есть больше рыбы, чтобы 'вырасти большими и умными'.
В психологии вода обозначает подсознание, что в славянской Традиции - есть Навь. Рыба, живущая в воде - Нави или же пути в Навь - в славянских сказках является чудесным помошниками героя (вспомнить хотя бы сказку о Емеле и Щуке). Символами великого мудреца Будды были две рыбы.

Даждьбог (Лев) В митраизме - солярный символ, указывающий на четвёртый уровень инициации; символ солнца и олицетворение огня. ВРиме - солярность, огонь и царственность. Атрибут Аполлона, Геркулеса (Геракла) и Фортуны. Пожирающая сила смерти и победа над ней человека. В шумеро-семитской мифологии - огонь солнца, высшая сила и власть, храбрость. Атрибут солнечного бога Мардука. Две львицы сопровождают Иштар (Инанну) как Великую Мать. Лев с ветвью в лапах либо двухглавый - олицетворение солярного Бога войны Ниниба. У халдеев в виде льва изображался Нергал - Бог войны и смерти, олицетворение враждебного человеку солнечного аспекта - всепожирающего летнего зноя. Две разнонаправленные львиные головы - Боги Солнца и подземного мира. В Египте образ Льва был сравним только с Богом Солнца (В 'Книге Мертвых' (гл. 62) говорится: 'Я львиноголовый бог, я Ра'); в Новом царстве лев считался формой проявления бога Солнца, бог-лев Миюзис изображался с солнечным диском и получил в греческий период прозвище 'Ра, Свет, Огонь, Пламя'; Гор как бог утреннего солнца может (под именем Хорахти) иметь голову льва.

Символика Льва в европейской геральдике:
* Борющиеся львы. 'Пощади робкого, но подчини гордого'. Лев является символом великодушия: он нападает только на равного, если тот первым нападёт на него.
* Лев, кусающий сам себя до безумия: 'Я не щажу даже свою плоть'. Символ ярости, которая не имеет границ и не щадит даже себя, так безумно проявляющуюся. Подверженные ей обладают огромной мощью и силой, но не в состоянии направить их на своих противников.
* Покорный лев: 'Он не свиреп, однако непобедим'. Символ истинного мужества и великодушия.
* Лев на арене, неустрашимо глядящий по сторонам: 'Кто посмеет напасть на меня?!'. Символ олицетворяет неустрашимое и решительное расположение духа человека, которого не может привести в смятение ни угроза, ни приближающаяся опасность.
* Лев, убивающий лису: 'Доблесть побеждает предательство'. Известно, что лиса является символом предательства, хитрости и обмана, а лев - доблести и открытого благородства.
* Раненый лев, на которого нападает собака: 'Тебе это доступно лишь потому, что я ранен'. Символ низости мира, которая обычно склонна подло нападать на раненого и несчастного, на которого в иные времена побоялась бы даже взглянуть.
* Свирепый и храбрый лев: 'Я ненавижу обман'. Говорят, что лев никогда не смотрит искоса или украдкой. Он сам никогда не отводит взгляда и не любит, когда на него смотрят искоса, и никогда не прячется от охотника. Это символ благочестивого и праведного человека, который открыто проповедует свои убеждения, никогда не прибегая к тайным проискам и окольным путям и не пытаясь избежать опасности, скрывая свои убеждения.
* Спящий лев: 'Не будите его'. Предостережение от провоцирования излишних опасностей.
Итак, по геральдическому значению Льва также видна его связь со стихии Огня.

Добавлено (15.04.2008, 13:16)
---------------------------------------------
Жива-Марена (Кукушка; Лебедь, Сирин)
Кукушка 'Божествy Живе было yстpоено капище на гоpе, названной по её имени Живец, где в пеpвые дни месяца мая сходился наpод испpашивать от той, котоpyю почитал источником жизни, долговpеменного и благополyчного здоpовья. Особенно же пpиносились ей жеpтвы теми, кто слышал пеpвое пение кyкyшки, пpедвещавшей им столько лет жизни, сколько pаз она пpокyковала. Дyмали, что высший владыка Вселенной, пpевpащаясь в кyкyшкy, сам пpедвещал пpодолжительность жизни'.
Но, мыслю я, Кукушка не только к Живе имеет отношение, но и к Маре. Три лика у Великой Матери, как троично Всё: Жива жизнью ведает, жизненной силой, бытием, и ей Макошь говорит рождать, то - путь Яви; Морена ведает смертью, марью, небытием, и ей Макошь говорит умерщвлять, то - путь Нави; сама же Макошь ведает равновесием, то - путь Прави. Так и кукушка: говоря, сколько лет жить будет человек, в то же время говорит и сколько ему до смерти осталось:
По народным представлениям, кукушка осенью никуда не улетает, а зимует, подобно ласточкам, под водой или прячется на зиму в землю (что указывает на её хтоничность). Связь кукушки со смертью обнаруживается в поверьях и приметах. Кукование часто расценивается как зловещее предсказание: 'Кукушка кукует, горе вещует'. Поэтому, услышав кукушку, говорят: 'Хорошо кукуешь, да на свою б голову!'. Прилет кукушки в деревню, к дому, кукование на крыше дома знаменует смерть, тяжелую болезнь или пожар. Верят, что перед чьей- либо смертью она и зимой прилетает к жилью.
Если в первый раз весной услышишь кукушку кукующей 'в глаза' (спереди) - будешь плакать, а если в спину - умрёшь. Кукование кукушки часто воспринимается как горестное причитание и оплакивание. У слова 'куковать' имеется значение 'плакать, горевать, причитать, жаловаться'. В виде Кукушки представляют себе душу умершего. В похоронных причитаниях к покойнику обращаются со словами: 'Прилетай же ко мне кукушечкой, прокукуй мне свою волюшку'. В облике кукушки душа как бы слетает на землю побеседовать с родными. Либо в кукушке видят вестницу с 'того света'.
Лебедь Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем - умирающий Лебедь (греч. kyknos. лат. cygnus или olor, слав. кика - откуда и название рогатого женского головного убора), который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик ('лебединая песня', ср. античную легенду, получившую законченную форму у Эсхила - Agam. 1446 и Цицерона - De oratore, 3, 2, в и др.) и, мёртвый, низвергается в воду. Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. 'Лебедь' Г. Р. Державина, 'Царскосельский лебедь' В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти.
Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализацию мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости). Иногда Лебедя считают символом лицемерия, поскольку он имеет прекрасные с виду крылья, но в полете они едва поднимают его над землей, так что от крыльев лебедю нет никакого проку. Кроме того, перья на лебединых крыльях совершенно белые, а мясо их очень тёмное. Этот факт послужил для создания аллегории лицемеров, которые внешне представляются вполне достойными людьми, а внутри являются развратными и испорченными.
В древнегреческой мифологии сирены - это демонические полуженщины-полуптицы, а точнее птицы с женскими головами. Существует множество мифов о происхождении сирен. По одной версии они были дочерьми речного бога Ахелоя и музы Терпсихоры или Мельпомены. По другой - дочерьми стража всех морских чудовищ Форкиса и музы Терпсихоры или Стеропы, дочери Портаона.
В полуптиц-полуженщин сирен, по преданию, превратила Афродита, разгневанная тем, что сирены из гордости не позволяли лишить себя девственности ни людям, ни богам. Другой миф сообщает, что в женщин с птичьими туловищами сирены были превращены музами за то, что они, обладая прекрасными голосами, вызвали муз на состязание в пении.
'Сладкоголосие' сирен подтверждают имена некоторых из них: Аглайофона (Звонкоголосая), Телксепея (Чарующая), Пейсиноя (Льстящая), Молпе (Певучая).
Есть и другая версия их превращения. Сирены первоначально были нимфами из окружения юной богини Персефоны. Когда её похитил властелин загробного мира Аид, разгневанная мать Персефоны богиня плодородия Деметра придала сиренам их полуптичий облик. В другом варианте этого мифа они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону. Когда же люди отказались им помочь, сирены поселились на пустынном острове, чтобы мстить роду человеческому. С тех пор они стали заманивать своим сладкоголосым пением мореходов и на берегу убивали их, высасывая из них кровь.
Мифическая птица, имеющая человеческое лицо и пленяющая людей сладким пением, хорошо была известна на Руси и называлась сиринъ. Вот что об этом пишет один из древнерусских Азбуковников: 'Сиринъ есть птица от главы до пояса состав и образ человечъ, от пояса же птица; неции ж лжут о сей, глаголюще зело сладкопесниве быти ей, яко, кому послушающу гласа ея, забывати все житие се и отходити в пустыню по ней и в горах заблуждьшу умирати'.
Слово сирена же обозначало существо, напоминающее русалку: 'Сирены: дивъ морский, до пояса станъ панянский, а далей рибей' (т.е. до пояса - женское тело, а далее - рыбье); 'Сирена, пол убо ея девица, пол же ея есть рыбе подобно'; 'Сирины (...) иже удивление морское некое. С верху до пояса тело девичье, а от пояса до ногу труп рыбей, которые сладким своим пением людий убивают, сном усыпаютъ, их морскою водою потопляют'.
Упоминают некоторые древнерусские памятники и неких сиринов, которые до чресел имеют человеческий образ, а ниже - гусиный. О.В. Белова отмечает сравнение этих сиринов с бесами, которое восходит, очевидно, к древнееврейскому оригиналу, где se'irim значит 'зооморфные демоны, обитающие в пустынных местах' Вероятно, именно такие сирины изображались в виде антропоморфных существ с покрытой головой и змеиным хвостом или с передними конечностями в виде перепончатых лап и с острым, похожим на гусиный, хвостом.
В XVII-XVIIIвв н.х.л. к числу райских птиц вместе с Алконостом был причислен и Сирин. Пение его служило обозначением божественного слова, входящего в человеческую душу, а на лубках он изображался очень похожим на Алконоста, только Сирин не имел рук, а вокруг его головы часто можно видеть нимб вместо короны.
Несмотря на то, что Александр Блок посвятил свои строки:
'Другая - вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над её ветвистым троном
Нависло чёрное крыло'именно Алконосту, есть все основания считать их - хотя бы частично - относящимися именно к Сирину. На лубках XVII-XVIIIвв н.х.л. птицы Сирин и Алконост изображались обе жизнерадостными, приближёнными к Богу в его райской обители и вряд ли могли рассматриваться как символы радости и печали. Но, учитывая, тот факт, что Сирин обольщала людей, очаровывала их своим пением - наводила мороки, - можно предположить, что образ её был в некотором роде тёмен.
Род (Олень, Лосиха)
С другой стороны, в славянской мифологии Олень наделён божественными, солнечными чертами. С христианской традицией связаны образ Оленя с распятием на рогах в болгарских песнях и представление об Олене как слуге Божьем у болгар: когда Господь желает сообщить что-то людям, он посылает своего ангела или святого в образе Оленя . В украинской сказке ангел принимает облик Оленя, чтобы наказать царя Иона, похвалявшегося тем, что он сильнее Бога. Ср. также белорусскую загадку об Олене: 'Жив - и в церкви не быв, помер - не поховали, а быв богоносец'.
В 'животном' календаре Зенд-Авесты Олень - это символ восхождения и знак высшей силы. Покровителем этого животного является Ахура-Мазда (Бог-Творец). Это бог света, правды, доброты и Творец всего сущего.

Здесь можно заметить и ещё одно важное символическое соответствие, теперь уже в рамках индуистской традиции. Там 'человек-архетип' - Праджапати - часто изображается с головой оленя, а кроме того, фигуры оленя присутствуют на наиболее древних славянских сакральных орнаментах, причем чаще всего они связываются с 'Родом', 'Прапредком', 'Адамом' дохристианской традиции древних славян. Но оленьи рога имеют точно такую же форму, как и сам иероглиф 'совершенного человека', т.е. руна 'Живете' - Х. В индуистском мифе о Дакше, Первожертвователе ('Сакральный Предок') также говорится о том, что ему взамен отрубленной гневным Шивой человеческой головы была приставлена голова антилопы или оленя.
И, наконец, мы снова находим нашу руну 'Живете' в ламаистских мистериях, где далай-лама ритуально наклоняет священную ваджру (жезл-молнию) последовательно в трех позициях, указывая на существование трех сакральных путей - пути правой руки /, пути левой руки \ и пути середины |, что совокупно нам дает знак Х.
avatar
АСТРЕЯ
Хозяйка форума

Дата регистрации : 2016-07-06
Откуда : Украина

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Славянская звериная символика

Сообщение автор АСТРЕЯ в 11.04.17 7:14

Огнь (Белка)
В Европе белка (слав. Векша), как и другие грызуны, - символ разрушительных животных. Стремительные передвижения белок вверх и вниз в кроне деревьев повлияли на то, что в скандинавской мифологии белка Рататоск ('грызозуб') - посредник враждующих сил - Орла, обитающего на вершине мирового дерева Иггдрасиль и Змея, живущего у корней этого дерева (означает недоброжелательность и привнесение хаоса, разжигая споры между Орлом и Змеем). Фигурирует белка и при упоминании бурной деятельности пылкого Локи. У кельтов белка, изображенная вместе с птицей, является символом Богини Мадб-Смерти.
В христианские времена она ассоциируется с дьяволом, воплощающимся в этого рыжеватого, стремительного, трудноуловимого зверька.

Леля (Лань; Жаворонок)
Во многих мифах образ Лани представляет собой женскую животную природу потенциально демонического характера (само собой, не обошлось без влияния патриархального переворота), хотя нам она представляется существом изящным. В родовом древе Чингисхана праматерью является мать - олениха, праотцем - волк. Лани могли выступать в доисторических обрядах инициаций символическими животными женской части участников обрядов. Но в Зенд-Авесте изедом, покровителем этого знака, является Арта, Правда. Тотем Лани связан с поисками высшего смысла, с гармонией, красотой, с проявлением материнского начала.
Жаворонки- малые весениие птицы; считается, что они первыми прилетают из Ирия-Рая (по славянским поверьям, зимой он находится высоко-высоко в небе, и ангелы держат его в руках, нежат и ласкают, пока не блеснёт первая молния и не раскроются небеса, куда Жаворонку в это время позволено бывает заглянуть.), принося с собою Весну - время любви и возрождения, красоты и текущих ручьёв - время Лели27. Как птицу почитаемую, его запрещалось употреблять в пищу, а убивать считалось грехом.
Велес (Конь, Волк) У кельтов Лошади (ирл. Cab-all, брит. Eoh, гот. Aihos (Ehwaz?)) всегда имели очень большое значение в жизни кельтов, и одним из самых суровых табу был запрет на употребление в пищу конского мяса или на доедание лошадей. Долго считалось, что изображение Кконя, которое можно видеть на меловом склоне Холма Белой Лошади в Уилтшире, придаёт силы всякому, кто его увидит. Кроме таких очевидных качеств, как быстрота и выносливость, Конь как тотем обладает знанием путей в Иной Мир и является надёжным и верным проводником туда.
Древнеанглийский рунический стих гласит:
Конь боевой - отрада бойца,
Сталь на копытах его.
Он - верный слуга для тех,
Чей беспокоен дух.
Также:
Конь на радость хозяину гордо выступает,
Лучший среди равных часто лошадью славен.
В мантической системе нортумбрийского футарка руну Eh обычно рассматривают как связанную с чувственным, иррациональным восприятием мира, подобным интуитивной связи между лошадью и седоком. Мистическая трактовка видит в образе лошади движение или направленное усилие, которое требуется для преодоления препятствий на пути к познанию. Лошадь является сакральным животным во многих индоевропейских культурах; связанные с ней мистические представления группируются вокруг путешествия между мирами, и конь или лошадь оказываются жизненно необходимы для пересечения грани между ними. Одна из областей её использования связана с Ehwaz, как символом Слейпнира, мистического скакуна, на котором Один путешествует меж мирами, что делает саму руну мистическим средством транспортации. Фрейя Асвинн полагает, что медитация на этой руне способствует мистическим и шаманским путешествиям или 'странствиям в духе'. Как первоначально зловещее животное, Конь часто ассоциировался с царством мертвых (дикое войско) и приносился в жертву умершим, но позднее, благодаря своей быстроте и скаковой силе, возвысился также до символа Солнца или упряжного животного небесной колесницы (Аполлона, Митры, огненной колесницы Илии). Часто это символическое содержание было противоречивым, когда в христианской иконописи, с одной стороны, показывается сияюще белый конь 'Христа триумфатора', с другой - кони 'апокалипсических всадников' (Откровение Иоанна Богослова). На изображениях распятия кони римлян отворачивают от Христа головы, что указывает на неверие их всадников. Лошадиные черепа на фронтонах домов выполняли функцию охранительных амулетов; известно же, что для защиты надо быть либо противоположностью, либо тем же (а Конь, по сути - и то, ито).
Волк Связь мифологического символа Волка с нижним миром, миром мёртвых характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой Волк - брат Манабозо (На-на-буша, духа Лесов) провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мёртвых. В 'Старшей Эдде' конец мира вызван чудовищным Волком - Фенриром, сорвавшимся с цепи (ср. мифы о чудовищных псах в мифологии народов Центральной Евразии).
В античности волка считали зверем-призраком, один взгляд которого лишает дара речи. Геродот и Плиний сообщают, что принадлежащие к скифскому племени невры раз в году превращаются в волков, после чего снова принимают человеческий облик. В этом, возможно, скрываются воспоминания о волке-тотеме племени. Чингисхан тоже похвалялся своим происхождением от серо-голубого, с высоких небес спустившегося 'избранного волка'. Несмотря на то что волк мог пониматься как символ утреннего солнца (Аполлон Ликейский, что значит 'волчий'), потому что он видит ночью, преобладала все-таки его негативная оценка как олицетворения диких и сатанинских сил. В Древнем Китае он также воплощал алчность и жестокость; 'волчий взгляд' означал недоверие и ужас перед сбивающимся в стаи хищным зверем.
В христианском образном мире волк выступает в первую очередь в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Сама 'адская пасть' изображается то как пасть дракона, то как пасть того же волка. В позднеантичном раннехристианском 'Физиологусе' волк 'есть хитрый и коварный зверь', который при встрече с человеком прикидывается парализованным, для того чтобы потом совершить нападение. Святой Василий сказал: 'Таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются совсем невинными, как будто они зла и в мыслях не имели, но их сердце полно ожесточения и коварства'. 'Волк в овечьей шкуре' - символ лжепророков-соблазнителей, цель которых - погубить простодушных. Известны языковые образные выражения, например: 'Доверить волку пасти овец'; 'С волками жить - по-волчьи выть' (т.е. приспосабливаться к сильнейшим) и др.Ведьмы часго изображались скачущими на волках или частично превращающимися в волков, что основывается на представлении о связи волка и чёрта. В средневековой книге о животных ('Bestiarium') он характеризуется как дьявольское животное; глаза волчиц, которые светят ночью как фонари, лишают человека чувств. Черт также лишает человека силы кричать (молиться), и глаза его при этом излучают свет, 'потому что некоторые дела черта ослепляют и безрассудные люди попадаются' (Унтеркирхер).
Школа К. Г. Юнга в общем плане рассматривает образ волка как указание на угрозу со стороны несвязанных с сознанием сил, которые выступают столь же 'рассудительными', сколь и бескомпромиссными.

Добавлено (15.04.2008, 13:17)
---------------------------------------------
Перун (Вепрь)
В Авесте покровителем Вепря является Вертрагна, Победа. В Традиции кельтов и балтийских славян в час опасности для Родины из моря выходил огромный Вепрь (ирл. Aric, Bacrie) и, почесавшись о дуб, бросался на врага. Появление вепря в снах или видениях тоже является знаком воина. По легенде, Изольда предсказала смерть Тристана после того, как увидела во сне смерть огромного и могучего вепря. Скульптурные изображения вепрей часто находят рядом с изображениями воинов в доспехах и полном вооружении. Также, Вепрь является священным животным кельтского Громовика - Дагды. Как солярный символ он олицетворяет мужское начало.
Большое символическое значение придавалось щетине вепря, возможно потому, что она является отличительным признаком этого животного, или символизирует его силу. Например, Фион погиб, наступив на щетину, после того, как нарушил запрет на истребление вепрей. Некоторые вепри, с которыми пришлось сражаться Артуру в 'Килухе и Олвэн' были покрыты золотой или серебряной щетиной. Но, когда Мэнв устроил охоту за сокровищами короля вепрей Турх Труйта, ему удалось украсть только одну щетинку. В начале 'Похищения Быка из Куальнге' упоминаются два свинопаса, Фриух и Рухт, чьи имена означают 'щетина' и 'хрюканье'. Фриух, щетина, обладает большей силой - позднее, в образе Донн Куальнге он приканчивает Рухта (Финдбеннах).
В христианстве дикий Кабан символизирует жестокость, свирепый гнев, зло, плотские грехи, жестоких князей и правителей; так как христианство известно извращением языческой символики, то можно сказать, что Вепрь символизирует праведный воинский гнев и твёрдость княжеской власти.
В греко-римской традиции кабан посвящен Аресу (Марсу) и символизирует борьбу и разрушение. У индусов третья инкарнация Вишну Варахи, или Праджапати, в образе вепря спасает землю от вод хаоса и впервые обрабатывает землю. В Зендавесте 'сияющий вепрь' ассоциируется с Солнцем. У японцев и в Сибири Вепрь символизирует храбрость, упорство, завоевание и все военные доблести. В Микенах воины носили шлемы с кабаньими клыками.

Даже само слово 'вепрь' можно соотнести со славянскими 'пря' - спор, борьба, битва за что-либо - и Perti/Pьrq (от которого происходит и слово 'Перун') - бить, поражать. Так что, вполне возможно, что как и Медведь является не именем зверя, а его прозвищем (Мёд Ведающий), так и Вепрь - также прозвище (Ведающий Битву/Удар).


Ярило - Волчий Пастырь (Тур, Зубр)
Животным 'Укрома' является, само собой, дикий Тур, Бизон или же Зубр. О почитании Тура (фактически, об окрутстве) говорится в летописи: 'на тых же своих законопротивных соборищах и некоего Тура-сатану... воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую (по образу и по подобию божию сотворенную) некими харями или страшилами, на диявольский образ пристроенный, закрывают...
В Авесте написано, что, 'когда умер единосотворенный бык (то есть первая созданная Ахурой сущность, там, где (из него) вышел мозг, проросли семена пятидесяти пяти видов (зерновых) и двенадцати - целебных растений. Семя быка было вознесено к стоянке луны, там оно было очищено и (из него) было создано много видов животных. Во-первых, (были созданы) два (животных) - бык и корова, а затем пара каждого вида была пущена на землю'. Таким образом Бык - могучая созидающая сила, которая изливается на землю.
Также, дикий Был олицетворяет собой мощь, силу и победу.
Явился Заратуштре
Второй раз так Вэртрагна,
Создание Ахуры:
Быком золоторогим,
Прекрасным и могучим,
Таким, что над рогами
Вздымались Мощь и Сила:
(Авеста, 'Бахрам-яшт' (Яшт 14), 7)
Также, не могу не отметить, что отожествляемый с Быком Бог победы В
avatar
АСТРЕЯ
Хозяйка форума

Дата регистрации : 2016-07-06
Откуда : Украина

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения